Блок питания
Основной блок питания усилителя представляет из себя классическую схему с диодным мостом и фильтрующими емкостями. Основное выходное напряжение не стабилизируется. В общем ничего выдающегося.
Что тут можно улучшить: необходимо заменить диодный мост на быстродействующие диоды Шоттки; фильтрующие банки электролитов зашунтировать полипропиленовыми конденсаторами.
В качестве диодов в моем случае были выбраны SDT04S60 производства Infineon Technologies. Шунтирующие диодный мост конденсаторы можно оставить. Для шунтирования электролитов были применены оставшиеся после колонкостроительной эпопеи полипропиленовые конденсаторы Mundorf M-CAP 8.2 mkF.
На рис. 2 представлен БП с уже установленными деталями
Соблюдайте придельную осторожность при замене диодного моста, важно не перепутать порядок подключения диодов
Этот твик добавил усилителю большей прозрачности на ВЧ и более быструю микродинамику.
Рис. 2. Блок питания.
И еще несколько штрихов
Еще одна доработка, которая по сути дополняет вышеприведенные операции, была проделана примерно через год вышеописанных событий. Из последних завершающих штрихов можно выделить: шунтирование электролитических конденсаторов в ФНЧ ДК пленкой WIMA MMK 680 nF, разделительные конденсаторы в ДК исчезли (заменены перемычками), перекомпоновано расположение новых элементов, добавлена схема софт-старта при включении усилителя. На рис. 9 представлен законченный вариант очередного витка эволюции моего УМЗЧ ROTEL RA-06.
Рис. 9. Общий вид.
Шунтирование электролитов ФНЧ ДК (рис. 10), а также избавление от разделительных конденсаторов перед входом ДК позволило еще немного прибавить прозрачности и динамики звучанию
В этом случае важно проконтролировать, чтобы на входе ДК не было постоянного напряжения
Рис. 10. Шунтирование электролитов ФНЧ ДК.
После наращивания емкостей в блоке питания (см. п. 7) возникла проблема при включении усилителя: подмигивал свет и ИБП частенько жаловался на перегрузку. Все это следствие того, что возникал весьма большой ток первичного заряда больших емкостей конденсаторов в БП, который также нежелателен для реле, коммутирующих питание усилителя. Чтобы эту ситуацию исправить была реализована схема плавного пуска усилителя. Принцип ее достаточно прост: в момент включения весь усилитель пару секунд питается через мощные резисторы, которые ограничивают потребляемый ток из сети, а затем через пару секунд реле шунтирует эти резисторы, и далее питание осуществляется как и раньше. Технических решений такого механизма плавного старта довольно много, я взял за основу решение из []. На рис. 11 представлен блок плавного пуска.
Рис. 11. Блок плавного пуска.
2-ый усилитель мощности Rotel RB-1582 MKII black
2-х канальный усилитель мощности в классе AB. Самая мощная модель в серии: 2 х 200 Вт (8 Ом). Диапазон частот 15 Гц – 100 кГц (± 3 дБ). Входы: XLR, RCA. Габариты 431x140x406 мм. Вес 18,5 кг. Цвет черный.
Компания Rotel продолжает совершенствовать свой топовый стереоусилитель мощности класса AB и выпускает его новую версию с индексом MkII.
Данный усилитель по прежнему остается самой мощной моделью в серии и выдает 200 Вт на канал (при 8 Ом). Обеспечить такие показатели ему помогает продуманный блок питания, включающий в себя массивный тороидальный трансформатор, помещенный в защитный футляр, а также набор из четырех конденсаторов общей емкостью в 60000 мкФ. Это специальные конденсаторы с перфорированными обкладками, которые отличаются высокой скоростью заряда/разряда. Благодаря этому модель MkII способна передавать динамичные музыкальные фрагменты без каких-либо смазок и сбоев, гарантируя точность и стабильность сигнала на выходе.
В цепях Rotel RB-1582 MKII задействованы отборные комплектующие. Топология схем левого и правого каналов соответствует принципу «двойное моно», причем печатные платы каждого из них расположены на отдельных теплоотводах. Для снижения помех и шумов заземляющие шины выведены на одну медную пластину в конфигурации «звезда». В дискретном выходном каскаде используются сильноточные биполярные транзисторы – по 10 штук на канал. Высокий коэффициент демпфирования обеспечивает неограниченную свободу в плане выбора акустики.
Модель Rotel RB-1582 MKII обладает тяжелым металлическим корпусом с передней алюминиевой панелью и элегантными угловыми вставками. В центре фасада имеется вентиляционная решетка с индикатором защиты. В левой части находится кнопка питания с кольцевой подсветкой. Аппарат оснащен датчиками, которые следят за его температурным режимом и за параметрами транзисторов на выходе. Система защиты срабатывает при коротких замыканиях, при выходе допустимых значений за пределы нормы и в других нештатных случаях.
В дополнение к несимметричному входу RCA усилитель получил балансный вход XLR. Для выбора между ними служит переключатель, расположенный на тыльной панели. Там же находятся отключаемые с помощью тумблера триггерные 3,5 мм разъемы (вход и выход). Есть 4 пары винтовых терминалов, которые позволяют организовать «би-вайринг» или «би-ампинг».
Rotel RB-1582 MKII соответствует принятой компанией Rotel концепции сбалансированного дизайна (Balanced Design Concept), которая выражается в комплексном подходе к разработке компонентов. Усилитель обеспечивает ураганную динамику, мощный драйв, но при этом остается чутким к тонкостям и деталям музыкального полотна. Модель умеет строить масштабную сцену и может использоваться в любой аудиосистеме.
Особенности стереоусилителя мощности Rotel RB-1582 MKII
200 Вт на канал при 8 Ом, усилитель класса AB Массивный тороидальный трансформатор Специальные конденсаторы в БП (общей емкостью в 60000 мкФ) 10 биполярных транзисторов на канал
Конструкция
Оба бренда-участника исповедуют авторскую концепцию раздельного, укороченного прохождения сигнала по дискретным балансным симмметричным схемам без отрицательной обратной связи (в частности американцы называют сию схему «конвертер ток-напряжение»). У обоих марок налицо «зеркальный» дизайн серебристых «слитков» и убористая инженерия на массивной элементной базе. Усилитель Rotel безконфликто для звука совмещает схемы мультимедиа и фонокорректора. ЦАПы обоих марок имеет сегментную архитектуру с двухступенчатой передискретизацией — РСМ для начальных 6 бит, пятиуровневое сигма-дельта преобразование для остальных 18 бит, плюс 24 бит у Rotel. Возможен выбор между алгоритмами фильтрации.
Усилители имеют несколько цепей заземления, что критически важно при балансной конструкции. Цепи связаны с переключателем входов, который полностью изолирует незадействованные входы
Прецизионный регулятор громкости сопряжен со схемой из полевых транзисторов и металлопленочных резисторов. Контрольный микропроцессор включается только для выполнения команд, чтобы не воздействовать на работу схем. На выходе у одного из наших участников я обнаружил по 8 высокомощных биполярных транзисторов. Балансные входы наличествуют тоже. Вес порядка 11 кг.
Дифференциальный каскад усилителя мощности
И вот мы добрались до самого интересного. Данный твик затрагивает плату дифференциального каскада (ДК) усилителя, которая заботливо впаяна вертикально в основную плату, и является наиболее трудоемким для исполнения. Существует мнение, что инженеры ROTEL по тем или иным причинам решили сильно не усложнять ДК усилителя, и в нем отсутствуют некоторые детали, которые в общей практике усилителестроения показали свою необходимость присутствия. Какие видятся основные претензии к ДК:
- разделительные конденсаторы опять в виде электролитов;
- в эмиттерах основных транзисторов ДК отсутствуют сопротивления;
- в ООС применены полярные электролиты;
- питание ДК не фильтруется.
Для устранения этих вопиющих недоработок для начала выпаиваем всю плату ДК. Далее для установки дополнительных деталей придется быть очень внимательным, рассматривая плату на просвет, ненужные дорожки необходимо перерезать, просверлить в новых местах отверстия под новые детали, все это аккуратненько впаять. Очень сложно все описать словами, так что тут вам придется все-таки проявить некоторую смекалку.
На рис. 6 представлена схема изменений для ROTEL RA-06 (дочерняя плата, один канал).
Рис. 6. Схема модернизации ДК для ROTEL RA-06.
И так, что было в итоге сделано:
- разделительные конденсаторы С601 и С602 были заменены на полипропиленовую пленку M-CAP 6.2 мкФ, а в последствии были изъяты из схемы и заменены перемычками (контролируем постоянку!);
- в эмиттеры соответствующих транзисторов были установлены резисторы по 100 Ом (0.25 Вт);
- полярные электролиты заменены на неполярные аналогичной емкости;
- в питании был применен ФВЧ на базе резистора 47 Ом и электролита Elna Silmic II 470 мкФ / 50В;
- для устранения возможных самовозбуждений цепи ООС R635 и R636 были зашунтированы конденсаторами по 10 пФ;
- установлены радиаторы на транзисторы (Q613, Q614, Q615, Q616);
- C607, C608 заменены на биполярники Nichicon Muse BP по 100 мкФ;
- C611, C612 заменены на биполярники Nichicon Muse BP по 50 мкФ.
На рис. 7 представлен внешний вид платы ДК с внесенными изменениями.
Рис. 7. Модернизированная плата ДК.
Разделительные конденсаторы в принципе можно заменить на перемычки, однако в этом случае нужно четко контролировать, что на входе усилителя не будет постоянного напряжения, собственно от которого и призваны защищать эти конденсаторы.
И как завершающий аккорд, необходимо поднять ток покоя выходных транзисторов усилителя, тем самым еще дальше отодвинув их режим работы от эффекта «ступенька». Для этой операции на плате ДК существует два регулировочных резистора, а на основной плате находятся площадки (TP1, TP2) для измерения падения напряжения на соответствующем резисторе в усилительном тракте (рис. 6). Измеряя это постоянное напряжение можно получить представление о токе покоя. По заводским настройкам там выставлено 5 мВ, что соответствует току покоя 23 мА (R = 0.22 Ом).
Для регулировки необходимо для начала прогреть усилитель (дать ему поработать около часа), после чего, подключившись вольтметром к соответствующей клемме, медленно (!) поворачивать регулировочный резистор до получения на вольтметре значения 15 мВ (ток покоя получается 68 мА). Аналогично проделать для второго канала
Важно, чтобы значения тока покоя на обоих каналах совпадали. Потом снова оставить усилитель работать, и через пол часа снова проверить напряжение, снова подрегулировать, если необходимо
И так до тех пор, пока напряжение окончательно не стабилизируется. Важным является не переусердствовать с током покоя, т.к. его большое значение может привести к перегреву усилителя и выходу его из строя.
Можно ответить, что этот твик ДК дает самый ощутимый результат в звучании ROTEL, который на столько явный, что ни надо даже вслушиваться: ушла характерная резкость, которая на деле являлась просто грязью в области ВЧ; звучание стало более открытым, чистым, словно звук «протерли» от толстого слоя «пыли». В общем, после этого ROTEL уже перестал быть ROTEL’ом окончательно.
Усилители и ресиверы Rotel — минусы, недостатки, дефекты, возможные неисправности, худшие модели
Илья М. ★★ Достоинства:
За цену в 37 тыс руб что то их как-то незаметно…Недостатки: Сильно греется на громкости, как печь, что вызывает опасение. В создаваемой сцене вокал выпирает чуть вперед, гитарные рифы чуть назад. Есть проблемы с НЧ, появляется какое-то гудение, что на очень тихих громкостях что на громких. Отчасти проблема устраняется эквалайзером на проигрывателе, но в целом усилитель слишком «окрашивает» ВЧ в сторону гудения. Слишком сложные композиции звучат глуховато, отдельные соло элементы в разы лучше.Пластмассовая морда, жаль не алюминиевая(Фиксаторы для кабелей имеют очень маленькие дырки, даже не толстый кабель не просто впихнуть, пропарился полчаса пока подключал.Ретро-дизайн не очень удался, из-за присутствия пластмассы, не надо было ее применять.Очень чувствителен к источнику, в mp3 почти все звучит убого, некоторые lossless’ы звучат то же посредственно.Комментарий: Слушаю lossless с компа, сетап: ЦАП xonar one + этот усилок только с маркировкой V2, колонки B& W 683, кабеля Van Den Hul из посеребрянной меди.Усилитель оказался явно слабым звеном. Фактически это тот же Rotel RA-06 за 25 тыс руб, только существенно дороже. Надо было брать rotel 1520 (( Gamer G. ★Достоинства: Компактные габариты.Недостатки: Имею три усилителя, этот 4-й. Куплен через интернет. За последние 30 лет ужаснее вещи не встречал, хотя реклама прошла успешная. Серия SE, улучшенные резисторы, конденсаторы. В результате звук сухой, плоский, визжащий. Отсутствует кнопка тонкомпенсации. Регулировка ВЧ и НЧ практически бесполезна, самое обидное, при режиме DIRECT звук лучше не становится.Стоит 34000р, а звучит как ресивер за 8000-10000р.Комментарий: Если уж и решились купить ROTEL RA-06 SE, сначала послушайте его. ,
Качество звучания
Ayre сразу дала мне понять, что ориентирована на цельное гармоничное исполнение музыки, а не на «оголение» особенностей формата, не на доказательство собственных спецификаций и не на нюансировку программ. Коль скоро эти аспекты пуще всего проявляются на СЧ, система приносит в жертву центральную среднюю частоту 1 кГц, понижая ее словно внесенный в цепь эквалайзер. Это немедля сообщает всем записям практически одинаковую степень прозрачности, что по первости весьма нравится. Разные записи тут кажутся очень протянутыми по крайним частотам и глубокими по динамике… если не по восприятию сцены. Качественные транзиенты проявляются в общей цельности звучания, когда музыканты работают в одной плоскости, а не в разных кабинках. Что и требовалось доказать. Общее впечатление: весьма благородно и убедительно.
Rotel RCD-1570 и усилитель RA-1570 до меня протестированы и охарактеризованы в известном и авторитетном журнале «Hi-Fi Choice», где получили максимум рекомендаций с выносом на обложку номера — как за звук, так и за все прочее. Для отечественного пользователя будет желанным максимум «ценности капиталовложений» для этой пары. Не углубляясь в конструкцию, спецификации и всевозможные подключения (от мултимедиа до пластинок винила), я попробовал оценить, насколько покупатель останется в выигрыше материально, «поюзав» систему «Ротелей» и получив максимум удовольствия.
После американки меня порадовал куда более мощный звук пары Rotel. Даже если не кивать на 120-ваттную мощность усилителя, мы имеем дело с типичным «ротелевским звуком» в его лучших традициях, когда вы почти телепатически сообщаетесь с «банками резервной мощности», уложенными в чреве усилителя.
«Ротели» прошлых поколений выдавали эту самую «вертикаль партий», которая словно рвется вам навстречу из огромного «яйцевидного» баса. Бас по обыкновению составляет важнейшее качество и богатство марки. Он обусловливает собой звучание и СЧ, и ВЧ, и роль переходных частот в этой сцене архи важна и ответственна. Перед моим взором транзиенты вставали словно шкала серого на контурах черных стрел, которые невидимый лучник метает изнутри «яйца». Не настаиваю на этой ассоциации, пусть это будет лично моя шизофрения…
Всякий раз, отслушивая новый очередной Rotel, я отмечаю больше и больше прозрачности внутри «яйца». На сей раз впору толковать о совершенно открытом и вместе с тем внушительном массивном дирижабле меж моих колонок. Сцена распростерлась именно так глубоко и резонировала так высоко. В этом объеме, который превзошел размеры моего дома, было просторно и комфортно всем, от Оскара Питерсона до оркестра Поля Мориа. Их ритм-секции метали в меня свои стрелы.
Прочитав англичан, я убедился в равнозначности впечатлений от этого комплекта. Они расценили новый Rotel как более красивый, чем живая музыка без прикрас… и чем нейтральный хай-энд, который ее же и воспроизводит. Я всегда видел цель hi-fi в погружении слушателя в идеальные или желанные вкусные либо интригующие антуражи. В антуражи, которые нереально выстроить живьем. Здесь я вовсе не имею ввиду акустические цифровые обработки «зал», «церковь», «объемное стерео» — консервативная стереосистема делает куда больше и убедительнее. В этом ее неувядающая привлекательность для клиента, поколение за поколением. Я пытаюсь выразить это состояние слушателя словесно, но музыка куда красноречивее статей.
Особенность данного комплекта в том, что высоко-октавные и среднечастотные партии неоднозначны. С одной стороны, они достаточно поляризованы и потому четко и целенаправленно выступают вам навстречу из объема сцены. В зависимости от качества самой записи, этот аспект звучания выражен лучше или хуже. С другой стороны, все они увязаны в единый объем фигурального «яйца» или «дирижабля». Каждое новое поколение данной марки улучшает четкость, как бы обостряя партии, но не жертвуя цельностью и не порывая связей.
Ни одна японская и американская марка, которую я в последнее время слушал, не дает такого эффекта. Каждая проявляет свои «национальные» ограничения и пристрастия, в основном — в виде пиков. 1570-е модели данного теста — самая свободная от пиков и компрессии. Бубны звенят и резонируют, гитарные соло четко обставлены либо собственным комбиком, либо примочками, на которых вы чуть ли не ощущаете давление педали и переключение тумблера. Голос Синатры и Джима Ривза составляют тот самый близкий и надежный интим «лицом к лицу», о котором мечтают тетки и телки. Бас и богат, и глубок, и разнопланов, он меняется по громкости, а не просто обозначается в пространстве. Англичане обозвали это качество комплекта «прекрасным балансом и упругой собранностью».
Отказ от использования внутреннего коммутатора
Это, похоже, самый простой твик, для его реализации даже не потребуется разбирать усилитель. Все просто, в ROTEL RA-06 применен электронный коммутатор входов, для согласования его выхода с входом следующего каскада используется ОУ OPA2277AU. Как правило, пройти такой путь сигналу без потерь бывает трудновато, а сам электронный коммутатор не лучшее решение. Поэтому, если усилитель вы используете в прямом смысле как усилитель и коммутация входов вам не нужна, то источник сигнала следует подключать к входу TAPE IN, соответственно повернув ручку выбора внутреннего источника в положение TAPE. Как ни странно, но TAPE IN — это единственный вход, который коммутируется механическим реле напрямую к предварительному усилителю.
Проведя столь простую операцию можно уже сразу почувствовать, что из общей звуковой картины убрали легкую замутненность.
От автора
Подражание — в отличие от плагиата и пародии — жанр правомочный. Считаю англичанина Дж.Хедли Чейза наилучшим, величайшим и непревзойденным писателем всех времен и народов с любой точки зрения, во всяком дурном переводе и в любом аспекте этого дела. Данный опыт — дань накопившегося к нему уважения плюс заполнение ниши музыки и hifi, которая непостижимым образом старательно обойдена всеми литжанрами, кроме конечно экспертной журналистики. На резонный вопрос читателя — почему столько недосказанностей у меня (хотя бы, в какой стране происходит действие?) — ответ столь лапидарен (ограничительные условия «творчества»), что я даже не встреваю в дискурс меж троллями и их толпой зомби. Будь я действительно депутатом (хотя бы!), я б подошел в буфете к фигуральному Василь Петровичу — мол, проверь-ка причастность к висякам провокатора муз-горе-журналистики АКТ, заодно и тех, что лишили меня квартиры и карьеры журналиста, мой народ — его доисторической родины, мою дочь — выбора нормального супруга, а мою жену — способности рожать… и прочая, и прочая. Скулеж неполезен, никому с собственными эгоистичными проблемами неинтересен (сами могут наскулить), посему, как пел Высоцкий, «судьба рассудит», а я особо и не настаиваю. Рассказ, разумеется, опирается на некие типажи из моей личной истории, но не более того, и всякие там совпадения с реальностью случайны и непреднамеренны. Я готов внести правку, если оные кто приметит. Понятно, что и сам стереоусилитель Rotel имеет в своих недрах вовсе не полиграфическую матрицу известной банкноты, а на добрые 13 кг — ЦАП АКМ 32 бит/768kHz, мультимедийный интерфейс USB, аналоговые балансные XLR-разъемы, вход проигрывателя винила, дискретные выходные транзисторы, 120 Ватт на канал, мизерную долю искажений и невероятно хороший «басовый» демпинг-фактор 300. Метафизика, как и бог, существует лишь там и постольку, где и поскольку в них верят. Я к примеру никогда не подаю «нищим» и не крещусь на здание церкви, считая наиболее вероятной религией (если сие применимо) — так сказать, социализированный буддизм типа битлово-хипповой эпохи. А образ жизни — цивильную йогу, которая исчерпывающе изложена в хартии Ауровиля, образцового города будущего, заложенного и обоснованного Ауробиндо Гхошем и Матерью. Участь менталитета хиппи была недоразумением и диверсией со стороны индустрии потребления («потребляй-работай-сдохни»), которую я глубоко презираю — и эта часть рассказа есть правда. Тролли злобно иронизируют — де-Елбаев опять со своим «летом любви 1967 года». А почему бы и не лето любви?! Впрочем, это уже другая история и другой рассказ. Разумеется, за гонорар.
Замена электролитов и электролитиков
Перефразируя знаменитую фразу можно сказать: «Выбор конденсаторов это такое же интимное дело как выбор автомобиля», т.е. дело вкуса, а для кого-то это вообще бесполезное занятие. В своем усилителе я, по возможности и целесообразности, все электролиты заменил на Elna Silmic II и неполярные на Nichicon MUSE BP (рис. 4), там, где они выполняют роль фильтрующих, поставил их большего номинала чем были родные. На рис. 8 (ниже) можно увидить общий вид усилителя с установленными новыми конденсаторами.
В усилителе есть места, где электролиты используются как разделительные между каскадами, т.е. стоят в цепи сигнала. В предварительном усилителе я от них отказался просто зашунтировав. Перед входным каскадом усилителя мощности заменил их на полипропиленовые M-CAP 6.2 мкФ (см. п. 6 и рис. 8).
Рис. 4. Емкостишки.
Предварительный усилитель
Предварительный усилитель в обозначенном приборе выполнен на базе интегральной микросхемы OPA2604. Есть мнение, что он тут вообще лишний и что его (весь предварительный усилитель) можно исключить из тракта. В моем случае я все-таки так делать не стал.
OPA2604 был выпаян, на его место была впаяна кроватка DIP8. Сам OPA2604 был заменен на пару OPA627. На место электролитов в питающих цепях были впаяны пленочные конденсаторы (EVOX MMK 680 nK). Пара Elna Silmic II объемом 470 мкФ были установлены в новые отверстия рядом с ОУ, которые были просверлены аккурат в нужные дорожки линий питания. Это было необходимо сделать, т.к. вся конструкция из новых ОУ и дополнительных деталей уже не умещалась на старом месте. Все резисторы в обвязке были заменены на резисторы DALE 1% аналогичного номинала. Разделительные электролиты (C502, C501, C515 и C516) были выпаяны и заменены перемычками.
Этот твик изменил характер звучания ROTEL, оно теперь стало более мягким, музыкальным, поубавилась характерная резкость, повысилась детальность, вокал перестал давить сибилянтами. На рис. 5 представлен модернизированный предварительный усилитель.
Рис. 5. Предварительный усилитель.
Вывод
Ayre Acoustics CX-7/AX-7 больше ценна не как технически совершенная и концептуально завершенная система, а как эзотерическая и штучно исполненная «вещь в себе». Она имеет свой определенный и непоколебимый твиком характер звука. Комплект будет адекватно работать практически с любой подключенной к нему акустикой и от любых других аудио-источников, включая винил и рекордер/деку. Как таковой, комплект превосходит понятие «hi-end» в его привычной трактовке «исчезающей», «музыкальной» или «нейтральной» системы воспроизведения. В нашем тесте комплект получает 4 балла. Меня не совсем устроила глубина сцены и удручило однообразие на разном материале. Слишком предсказуемо и значит, скоро будет скучно.
Rotel RCD-1570 — я вижу, что CD-плеер неординарен и по механизму, и по архитектуре, а в звуке он отражает все те превращения, которые прошел сам компакт-диск за годы существования. Это действительно богатый и насыщенный звук, к которому трудно сразу предъявить претензии.
RA-1570 — минималистский индустриальный дизайн совершенно не отражает то богатство и нешуточную обостренную динамику, которую я встретил в звучании усилителя с данного источника. Возможно, проявились все достоинства последовательной инженерии, когда акценты усилителя подхлестнули акценты, пришедшие с плеера. Даже если речь о потоке данных, нельзя не признать: инженерия дает себя знать даже в окрасе цифровых данных
Система или комплект RCD-1570/RA-1570 обойдется значительно дешевле конкурента, при этом даст более благодатный и, что особо важно, индивидуальный звук каждой отдельной музпрограммы. Что касается переходных частот, то и они тут гораздо интереснее
Комплект получает 5 баллов.
Примечание: тестировщик выражает благодарность транзиентным частотам, без прогресса которых данный тест был бы невозможен.