Самокаты вместо машин: как мобильный электротранспорт завоевывает мир

Чем привлекателен электросамокат

Пользователи, которые останавливают свой выбор на самокатах с электродвигателем, остаются довольны таким решением. Это средство передвижения идеально и для тротуаров, и для дорог. Его проходимость не слишком показательна, но хороший электросамокат без проблем ездит и по брусчатке, и по траве, и по грунтовке.

С данным электродевайсом можно заходить в транспорт, его удобно хранить даже в маленькой квартире. Кроме того, чтобы стать владельцем данного приспособления потребуется не слишком огромная сумма денег.

Учиться ездить на самокате тоже проще простого. Достаточно встать на платформу, взяться руками за руль и оттолкнуться от земли. С этим справиться даже ребенок.

Развитие рынка или инфраструктуры?

Исследование КПМГ, в котором участвовало больше 2 тыс. респондентов из 30 стран, показало: 40% потенциальных потребителей электромобилей в России будут принимать решение о покупке исходя из цены, 33% — на основании доступности зарядной инфраструктуры, и 15% — по максимальному пробегу на батарее, возможности проехать без дозаправки в течение дня. Таким образом, цена еще долго будет сдерживающим фактором для развития электрокаров в России.

«Дилемма в развитии электротранспорта именно в этом. Сильных мировых глобальных игроков автомобилестроения в России нет. Есть пример электробусов КАМАЗ, которые заменили часть троллейбусов и автобусов в Москве, но о каких-то массовых предложениях для пользователей пока говорить не приходится», — уверен Николай Легкодимов, партнер, руководитель технологической практики, руководитель практики по работе с компаниями сектора технологий, медиа и телекоммуникаций КПМГ в СНГ.

В другом исследовании КПМГ представило рейтинг 30 экономик мира по готовности инфраструктуры к электротранспорту. Россия оказалась в самом низу этого списка.

Зеленая экономика

В чем плюсы и минусы электрокаров в России

«Здесь тоже не надо лукавить, мы страна в известном смысле углеводородная, внутренний спрос на моторное топливо большой, это интегральная часть того, как мы живем. И поэтому сильной мотивации что у автомобильных компаний, что у энергетических — смотреть в сторону электротранспорта, нет», — добавляет Легкодимов.

Почему электросамокаты обогнали остальных

В 2017 году мировой рынок электросамокатов оценили в $630 млн — 8% от всего рынка двухколесного электротранспорта, не считая электровелосипедов. К 2024 году их доля вырастет до 14,5%. В 2018 году около 80% всех покупок электротранспорта пришлось на электросамокаты, а в 2019-м их стоимость упала до отметки $100–150 за штуку. Шеринговые сервисы лидируют по скорости роста и привлечению инвестиций в отрасли.

2017 год приведен не случайно: только в 2016-м появились электросамокаты Ninebot и Xiaomi, которые были не такими громоздкими, как первые модели, и держали заряд до 25-30 км. В 2017 году запустился прокат электросамокатов Bird в Санта-Монике. В первые же пять месяцев ими воспользовались 50 тыс. человек, которые в сумме совершили 250 тыс. поездок. Позже сервис запустили в Остине и Сан-Франциско, а уже через год, в рамках очередного раунда инвестиций компания была оценена в $1 млрд.

Экономика инноваций

Что такое IPO и раунды инвестиций

В России в мае 2018 года открылись прокаты электросамокатов «Делисамокат» и YouDrive Lite. Произошло это как раз перед Чемпионатом мира по футболу, и в первый же месяц в сервисах зарегистрировалось более 70 тыс. пользователей. В 2019-м «Делисамокат» потратил €19 млн на развитие сети, распространив ее на семь городов и увеличив число самокатов до 16 тыс.

Электросамокаты стали популярны из-за малого веса (до 12 кг) и высокой скорости — до 40-50 км/час. Этого вполне достаточно, чтобы двигаться вместе с автомобильным потоком, объезжая пробки и заезжая в пешеходные зоны. В отличие от велосипедов, самокаты не требуют специальной экипировки и усилий, подходят даже для зимы — при условии, что дороги будут расчищены.

Но по-настоящему этот вид транспорта распробовали жители мегаполисов, где в последние два года активно развиваются городские прокаты и улучшается дорожное покрытие, в том числе — тротуары и велодорожки. При этом самокаты удобно парковать, а также — ездить с ними на метро или наземном транспорте.

Среди моделей по-прежнему лидируют Xiaomi и Ninebot, которые стоят 20-30 тыс. руб.

На гироскутеры и моноколеса приходится всего 22% продаж. После взрывного роста в 2014-16 годах спрос неуклонно шел на спад. Электросамокаты обошли их по нескольким причинам:

  1. на самокате удобно ездить вдвоем или ставить тяжелую сумку (актуально для курьеров);
  2. их можно арендовать через многочисленные сервисы;
  3. электросамокаты менее требовательны к дорожному покрытию;
  4. на самокатах намного легче удерживать баланс и быстро притормозить на светофоре;
  5. скоростные модели с сиденьем позволяют передвигаться на большие расстояния и не уставать.

Инфраструктура и будущее беспилотных электромобилей

Несмотря на то, что российские потребители пока еще скептически относятся к электромобильному транспорту, во многих других странах уже есть жестко сформулированные требования по энергопереходу от ДВС к электродвигателям. Российским потенциальным потребителям электромобилей придется столкнуться с разными препятствиями, в том числе неготовностью инфраструктуры.

Федеральные проекты, связанные с электротранспортом, пока только прорабатываются — в частности, особое внимание уделяется беспилотному транспорту. По словам исполнительного директора Ассоциации цифрового транспорта и логистики Полины Давыдовой, здесь можно отметить два основных драйвера

Это так называемые цифровые «песочницы», которые позволят запустить беспилотное такси в городах-миллионниках, а также стратегия трансформации транспортного комплекса, которую должен сформулировать Минтранс

По словам исполнительного директора Ассоциации цифрового транспорта и логистики Полины Давыдовой, здесь можно отметить два основных драйвера. Это так называемые цифровые «песочницы», которые позволят запустить беспилотное такси в городах-миллионниках, а также стратегия трансформации транспортного комплекса, которую должен сформулировать Минтранс.

В концепции — создание инфраструктуры, к которой могут подключиться разные типы беспилотников. Это и доработанные серийные модели, такие, как у «Яндекса»; и новые виды транспорта, как грузовики, которые сейчас тестируются; или беспилотный электромобиль FLIP от Сбербанка. Тем не менее, несмотря на ряд технологических сложностей, Давыдова уверена, что в части с электротранспортом Москва идет правильным путем.

Индустрия 4.0

Как в России внедряют беспилотные грузовики

Каким будет мобильный транспорт завтра?

Тут можно выделить два главных тренда.

Первый — это уменьшение электромобилей до одноместных капсул. Такие прогнозы звучат последние лет десять. Еще в 1962 году Peel Engineering Company выпустила Peel P50 — компактный трехколесный микромобиль на одного человека. Он весил 59 кг, разгонялся до 61 км/ч и стоил всего £199. В 2010 производство возобновили, выпустив версии с бензиновым и электродвигателем и скоростью 45 км/ч.

Тест-драйв Peel P50 на шоу Top Gear

Сейчас по этому пути идет, к примеру, Smart: ее концепт-кар Vision EQ будет еще и беспилотным:

Второе направление — компактный транспорт будет развиваться, синхронизируясь с остальными девайсами. Яркий пример — футуристичный складной электроскутер INU с дистанционным управлением:

У него есть сиденье и подсветка на корпусе, встроенный планшет с Bluetooth, Wi-Fi, сотовой связью и GPS. Компактный и легкий, в сложенном виде его удобно носить с собой. Полностью заряжается за три часа, стоит около $4 тыс.

Вероятно, в какой-то точке оба тренда сойдутся, и мы увидим нечто среднее между суперкомпактным электромобилем и высокоскоростным электросамокатом-беспилотником.

Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Популяризация электротранспорта

Для популяризации электромобилей активно используется реклама. Кроме того, московский каршеринг активно предлагает электромобили из своего автопарка.

«Человек, несколько раз выбрав электрический автомобиль для того, чтобы перемещаться по городу, поймет: это безопасно, комфортно и не страшно. И делая выбор в пользу электромобиля, он вносит вклад в экологию. Переход на электромобили — это прямое улучшение состояния воздуха», — добавляет Антон Кульбачевский.

Также, по мнению экспертов, немаловажно заниматься популяризацией не только электромобилей, но и других экологичных средств перемещения. Например, больше ходить пешком и вовлекать население в различные активности, связанные с использованием велосипедов, самокатов и других экологичных альтернатив

Тренд на экологичность

У спроса на мобильный транспорт есть и другие предпосылки — экологичность. Именно под этим предлогом правительства и международные корпорации продвигают электромобили, а теперь еще и электросамокаты. В 2019 году продажи электромобилей и гибридов превысили 2 млн штук и составили 2,5% от всех проданных автомобилей.

Этому могут поспособствовать сети интеллектуальных зарядок для электротранспорта, управляемых с помощью облачного сервиса. Технология V2G (Vehicle-to-grid) позволяет не только заряжать электротранспорт от общей сети, но и возвращать электроэнергию обратно. Так можно управлять потреблением электричества, направляя его туда, где это нужно больше всего. По прогнозам, мировой рынок V2G-зарядок и сетей вырастет до $5 млрд к 2024 году.

До сих пор во многих странах именно недоступность зарядных станций и дорогое электричество сдерживали спрос на электротранспорт. Теперь же только в Германии в рамках плана экономического восстановления после пандемии на зарядные станции выделили $2,8 млрд.

При этом доступ обычных автомобилей в центр города уже ограничили в Мадриде, Мехико, Риме и Сиэтле, Амстердаме, Брюсселе и Барселоне. Еще одним стимулом служат высокие налоги на выброс CO2. С учетом роста стоимости парковок и прочих ограничений для автомобилистов мобильный электротранспорт имеет все шансы опередить электромобили.

Как Сбербанк участвует в развитии электротранспорта

Кроме создания собственного беспилотника, Сбербанк активно занимается финансированием и гарантированием контрактов клиентов по направлениям, связанным с электротранспортом. В первую очередь, речь идет о производителях, рассказал Антон Кирюхин, начальник управления по работе с клиентами транспорта и автомобилестроения Сбербанка:

«Только что мы объявили о проекте по гарантированию контракта Москвы с КАМАЗом на ₽7,5 млрд. Мы знаем о проектах по производству коммерческого электротранспорта, безусловно, нам будет интересно поучаствовать в них».

Второе направление — это подрядчики, которые планируют и строят инфраструктуру в Москве, в том числе — зарядки для электробусов. Здесь мы Сбербанк также планирует активно участвовать, гарантируя и финансируя эти проекты.

Третье направление — непосредственно операторы общественного транспорта, каршеринга, такси.

«В нашем портфеле лизинга — финансирование самокатов — 17,5 тыс. в Москве, а также финансирование электрокаров для каршеринга в одном из южных регионов России. Но, безусловно, Москва здесь абсолютный лидер, даже в мировом масштабе», — добавляет Антон Кирюхин.

При этом в банке понимают: скорее всего, будет меняться модальность перевозки населения. И здесь общественный, рельсовый транспорт будет играть все большую роль. Это надо тоже учитывать в проектах по развитию инфраструктуры.

Социальная экономика

Автомобиль, велосипед, поезд: как будет развиваться городская мобильность

«У нас в России личный транспорт играет непропорционально большую роль в больших мегаполисах. Последствия чувствуем мы все. Мы считаем, что в приоритете развитие в первую очередь общественного транспорта, потом коммерческого, потом каршеринга и уже затем личного, в последнюю очередь. Так же, по-нашему, должна развиваться и инфраструктура», — заключает представитель Сбербанка.

Опыт владения электромобилем в мегаполисе

О том, насколько сложно быть владельцем электромобиля в мегаполисе, рассказал Антон Кульбачевский, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Он использует автомобиль Tesla в Москве с 2014 года:

«Я честно вам скажу, есть много вопросов, несмотря на то, что это хороший электромобиль с максимальным пробегом по городу 400 км. Правда, я столько никогда не наматываю, в основном перемещаюсь в выходные, 200 км максимум, заряжаю дома. На работу не езжу на нем, зимой тоже есть определенные опасения, поэтому машину не эксплуатирую».

Индустрия 4.0

Как Tesla стала самым дорогим автопроизводителем в мире

Чтобы сделать поездки на электромобилях возможными, в городе вместе с энергетиками Департамента транспорта столицы запустили 50 зарядных станций. К 2024 году планируют построить еще 400 заправочных станций.

Кроме того, Кульбачевский уверен, что в России должно начаться производство электромобилей. Сейчас Минэкономразвития собирается дотировать создание инфраструктуры, при этом Москва является одним из пилотных регионов, где этот проект будет реализовываться.

Конечно, развитие электротранспорта невозможно без федеральной поддержки. Во всех странах, в которых произошел электромобильный бум, идет стимулирование на всех уровнях. Пока что из региональных льгот — в Москве бесплатная парковка с 2013 года для электромобилей, а также отмена транспортного налога до 2023 года.

Футурология

Электромобиль — не панацея: как изменится рынок топлива в будущем

Преимущества электровелосипеда

Велосипеды считаются техникой, которой свойственна большая скорость, чем самокатам. Они могут разгоняться до 60 километров в час. Большой диаметр колес и камерный принцип их устройства обеспечивают неплохую амортизацию наряду с отличной проходимостью. Управлять таким транспортными средством относительно легко, особенно если есть навыки езды на обычном велосипеде.

Благодаря наличию сиденья, велосипеды обеспечивают должный уровень комфорта любому пользователю. Кроме того, они являются универсальными для всех категорий райдеров. На них смогут кататься и подростки, и пенсионеры.

Как в США строят транспортную систему будущего

В американском Сан-Диего правительственная организация SANDAG полностью перестраивает транспортную систему с учетом микромобильности. Главная цель — создать альтернативу личным автомобилям и сделать транспорт доступным и безопасным. Эту программу распространяют и на другие штаты.

Вот шесть основных шагов в рамках этой программы:

1. Новейшие технологии для управления движением на дорогах. В рамках экосистемы будут применяться ИИ, чтобы анализировать большие массивы данных и строить оптимальные маршруты, управлять трафиком и снижать количество аварий и нарушений на дорогах.

2. Развитие высокоскоростной транзитной сети с максимальной пропускной способностью. Единый билет на все виды транспорта, без доплат уже применяется в Великобритании. Be-in/Be-Out — система, в которой можно оплачивать поездки с помощью Bluetooth. На монорельсовой дороге в Лас-Вегасе можно расплачиваться Google Pay.

3. Новые центры мобильности и пересадок с одного вида транспорта на другой — чтобы решить проблему последней мили. В них можно будет спланировать маршрут, пересесть на любой вид транспорта в одной точке, а также припарковать машину, взять в аренду велосипед или электросамокат. В Лос-Анджелесе до 2035 года планируют построить такие центры трех категорий:

  1. в низконаселенных районах;
  2. в центре города, с максимальной загрузкой;
  3. в пригородах, где много транзитного транспорта.

Вашингтонский университет Taskar Center for Accessible Technology разработал AccessMap — приложение, которое позволяет людям с ограниченными возможностями строить маршруты с учетом наличия подъемников и лифтов

4. Интегрированная платформа Next OS, которая будет «мозгом всей транспортной системы» и поможет создать «рынок мобильности».

5. Расширение парка мобильного транспорта — включая электросамокаты и скутеры — в рамках транзитной системы. Концепция мобильность как сервис (MaaS) аналогична стриминговым платформам вроде Netflix. Подобное приложение уже есть в Хельсинки. В Whim можно оплатить все виды транспорта, включая парковки и шеринг, спланировать маршрут на общественном и личном транспорте.

DMV (Автотранспортная инспекция США) внедряет терминалы самообслуживания на остановках общественного транспорта, в магазинах, на парковках. В них можно купить билет, оплатить парковку и шеринг, а также зарегистрировать номерной знак или проверить объем выбросов автомобиля

6. Цифровая идентификация с распознаванием лиц. В штатах Луизиана, Айова, Колорадо, Айдахо, Мэриленд и округе Колумбия уже переходят на цифровые водительские удостоверения, которые в США заменяют удостоверение личности. Это поможет еще и избавиться от очередей у турникетов и на входе в аэропорты или ж/д вокзалы: всю информацию будут сканировать в режиме онлайн. К слову, биометрические паспорта тоже дают такую возможность.

Все это, по задумке авторов, поможет выстроить единую транспортную экосистему, где все пересадки будут максимально удобными и практически незаметными для пассажиров.

Мобильность и микромобильность

Про то, что транспорт делает нас мобильнее, мы уже знаем. Но сейчас мы переживаем новый тренд — микромобильность: передвижение на короткие расстояния на компактных транспортных средствах.

Велошеринги (или байкшеринги) — то есть городские точки автоматического проката велосипедов — появились еще в середине 2000-х годов. Но настоящий бум начался вместе с запуском шеринга электроскутеров компаниями Lime и Bird в 2014 году. Тогда же они получили по $150 млн и $250 млн инвестиций соответственно, а к 2018-му их прокатные сети охватили пять континентов. Сегодня таких компаний уже десятки, и только в Европе суммарная стоимость крупнейшей пятерки составляет $150 млн.

Главная задача, которую решает мобильный транспорт — это «последняя миля», то есть, поездка от остановки транспорта или парковки до пункта назначения длиной от 5 до 30 минут. Компактный транспорт выручает там, где общественный транспорт не ходит или он не слишком удобен.

В крупных городах микромобильность — еще и способ преодолевать многочисленные пробки. В США за 2018 год 30% пользователей Lime , а 27% жителей крупных городов используют скутеры, чтобы перемещаться от одного вида общественного транспорта до другого.

Еще одна важная задача мобильного транспорта — возможность перемещаться для тех, кто лишен мобильности в силу разных причин. Электроколяски или скутеры с сиденьями помогают людям с парализованными или травмированными конечностями преодолевать большие расстояния без посторонней помощи.

Мобильные электроскутеры от британской компании CareCo

В России городской велопрокат работает с 2013 года, а шеринг самокатов (кикшеринг) — с 2018-го. Новый виток популярности пришелся на 2019-20 годы, когда электросамокаты, скутеры и велосипеды стали главным транспортом для курьеров служб доставки еды и дарксторов.

Общая проблема всех шеринговых сервисов — это воровство и вандализм. К примеру, из 650 скутеров Scoot Networks в Сан-Франциско более 200 были украдены или уничтожены в течение двух недель после запуска.

В России к этому добавляется еще и короткий сезон: с мая по ноябрь. Электросамокаты и гироскутеры нормально работают при температуре не ниже –10℃: чем холоднее, тем быстрее «умирает» батарея. Передвигаться на них в такую погоду тоже некомфортно, хотя на личных электросамокатах в столице ездят почти круглый год.

С другой стороны, есть мнение, что микромобильность привела к перегреву рынка и постепенно сходит на нет.

Экологичный общественный транспорт

По мнению экспертов, переводить на электричество, в первую очередь, надо общественный транспорт, такси, каршеринг. К тому же у общественного транспорта есть большие преимущества — выделенные полосы, условно бесплатная парковка, они могут подзаряжаться на специально для них установленных зарядных устройствах.

Первым беспилотным транспортом могут стать дальнобойные грузовики, уверен генеральный директор Gett в России Анатолий Сморгонский. С их помощью удастся избежать аварий на дорогах, связанных с усталостью водителей.

«Электрическую повестку формирует среда. Я слабо верю в беспилотные такси в городе. На мой взгляд, если «Яндекс» перейдет на беспилотные такси и полтора миллиона водителей окажутся без работы, то это станет большей проблемой, чем углеродный след. Поэтому я считаю, что беспилотники — это скорее социально-экономический вопрос», — говорит Сморгонский.

По его словам, длительное время зарядки батареи помешает использовать такси и получать тем самым прибыль.

Индустрия 4.0

До Внуково из центра за 12 минут: когда полетят беспилотные такси

Однако есть прогресс и на рынке зарядных устройств. Дмитрий Лашин, управляющий партнер УК Рост, генеральный директор L-Charge, презентовал на конференции российский продукт, который, по его словам, позволит сделать значительный шаг вперед в инфраструктуре зарядных станций, совместив «наше углеводородное прошлое и настоящее с электрическим будущем».

«Что такое быстро? Станции между Москвой и Питером мощностью до 50 КВт. Они заряжают полный бак электромобиля от 40 минут до 2 часов. И у меня возникает вопрос — мы живем в XXI веке, рассуждаем об экосистеме, доступе пользователя к продуктам. И что, серьезно, мы будем стоять на заправке 40 минут и ждать, пока зарядится наш автомобиль? В нашем понимании быстро — это 1 км за 1 секунду. 400 км и 400 секунд — сравнимо с паузой на кофе-брейк», — говорит Дмитрий.

Технически это также возможно, правда, пока не в том объеме, как хотелось бы — таких заправочных станций во всем мире 100 штук. Помочь развить инфраструктуру может сверхмощная компактная и легко монтируемая в любом месте зарядка (1 км за 1 сек), без привязки к энергосистеме.

Индустрия 4.0

Села батарейка: что происходит на рынке сохранения энергии

Внутри новых модулей размещена мультитопливная электростанция, которая работает на водороде или на сжиженном природном газе.

Использование мобильных автономных зарядных станций может позволить городскому бюджету значительно сэкономить на строительстве зарядной инфраструктуры в городе. Так, если для удовлетворения нужд электротранспорта необходимо, условно, 1 000 стационарных зарядных станций, чтобы это было удобно, то мобильных, способных по требованию приехать к потребителю, нужно в пять раз меньше.

Куда делись сигвеи?

В июне стало известно, что китайская компания Ninebot, которой принадлежит бренд Segway, сворачивает производство. В 2001 году изобретение Дина Кеймена называли транспортом будущего, но в итоге пользовались ими только полицейские, гиды и сотрудники аэропортов.

Полицейские в Мумбаи патрулируют улицы на сигвеях

Проблемы со спросом были и раньше, поэтому компания неоднократно меняла владельцев. К примеру, в 2009 году ее купил изобретатель Джими Хеселден, но год спустя он погиб, упав на сигвее с обрыва в реку. Компания Ninebot — производитель электросамокатов и гироскутеров — владеет Segway с 2015-го, но и ей не удалось раскрутить этот вид транспорта: на сигвеи приходится всего 1,5% выручки, при цене от $6 до $10 тыс. за штуку.

Электросамокат или электровелосипед: сравнение

Электросамокаты – идеальное транспортное средство для городской среды. Они юркие, компактные, очень легкие. При необходимости такое транспортное средство можно легко перенести в руке (особенно если речь идет о складывающейся конструкции). Современные модели электросамокатов способны тягаться с велосипедами как по скорости и дальности поездок, так и по степени удобства в эксплуатации (на платформу легко можно вмонтировать сиденье).

Современные велогибриды с электромотором оказываются на поверку более дорогими, чем самокаты. Их достоинства: отличная проходимость, высокая комфортабельность, универсальность эксплуатации, готовность к дальним поездкам. Недостатки: габаритность, большой вес, малая маневренность, необходимость выделения в доме значительного количества места под его хранение.

Для тех, кто до сих пор не определился, купить ли ему электросамокат или электровелосипед, предлагается посмотреть обзор, посвященный выбору данной техники:

https://youtube.com/watch?v=BEPjaiKMUXc

Редактор

24.10.2018

«Электровелосипеды»

» 0 «

Детский электроквадроцикл – где можно кататься
Электротранспорт в подарок на любой праздник
Самый дорогой электросамокат в мире

Что нужно учитывать при покупке электровелосипеда?
Выбор моноколеса
Электросамокат. Бортовой компьютер с дисплеем

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ТелекИнфо
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: